Воскресенье, 05/05/2024, 05:54
Приветствую Вас, Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Новости
Вконтакте Group
Главная » Статьи » Искусство

Культура Киевской Руси

Культура Киевской Руси

В 9 в. образовалась новая европейское государство - Киевская Русь. (Русская держава, Русь). Киевская, потому что центром восточнославянского государства был Киев, а вот название Русь имеет несколько версий происхождения.
Русь - от названия давней реки Рось на Днестре. От древних племен русов, живших между Днепром и Доном. Руськимы называл днепровские пороги (торговые места) в Х в. византийский император Константин.

Название Украина - Русь появилась в 19 веке в трудах историков диаспоры, а в Х в. Слово "Украина" не было собственным названием ни целого государства, ни какой ее части, конкретной ни народа в летописях это слово встречается трижды, в значении окраины земли, княжества.

Древняя Русь имела значительное влияние на международную жизнь Европы, поддерживала и развивала политические и связях с культурные многими странами: Византией, Германией, Францией, Венгрией, Польшей, Чехией, Болгарией. Это подтверждает общность происхождения, языковую восточных, родство западных и южных славян.

С принятием христианства Владимиром в 988 г. начинает развиваться и культура Руси. Сначала это были заимствованные культурные достижения Европы каменная архитектура, живопись, книгописание, образование Позже - собственный культурное развитие.

В правление Владимира удалось объединить княжества под его руководство. Появляются многочисленные церковные книги, которые с болгарского языка переводят Кирилл и Мефодий. Открываются школы, где обучали детей иностранным языкам.

Продолжателем политики Владимира стал его сын Ярослав (1019 - 1054), прозванный Мудрым. Он расширил границы государства, укреплял экономические связи (пошлюбував своих детей со многими королевскими дворами, например, брак Анны Ярославны с королем Генрихом-И, Франции). Организует школы, при Софии работают переписчики и переводчики книг, собирается первая в Украине библиотека. При нем началось кам "каменное строительство Софии Киевской, в подъездных ворот: польской, Еврейской, венгерской и Золотых ворот. Киев был расширен и обнесен валами.

Ярославом был разработан в 1015 - 1016 гг. Первый отчет юридических законов. Дальнейшее развитие древнерусского законодательства связан с Владимиром Мономахом, Всеволодом и Изяславом. Завершилось составление законодательства в 13 в.

При строительстве жилья и оборонительных сооружений слов "яны использовали дерево и глину, только в 10 веке в Киев с помощью византийских мастеров начали возводить каменные сооружения. Поэтому сразу же после крещения Руси первые появляются и церкви: Васильевская, построенная из дерева, и Десятинная, или Богородицкая-первая каменная церковь в Киеве.
Интересна ее история. Мастеров для строительства были приглашены из Византии, ибо опыта работы с камнем отечественные зодчие не имели. Соответственно, приглашены не иностранцы знали местных условий, особенностей местных почв, так как всегда строили в горах, где не было нужды в крепком фундаменте. По тем же принципам в 996 г. было завершено строительство первого оплота христианства на Руси, на нужды которого князь Владимир выделял десятую своих часть доходов. Но грунт не выдержал давления гигантской каменной постройки. Дальнейшие реставрации и ремонтные работы не спасли храм, который сравнительно скоро превратился в груду строительного лома.

Среди светских каменных зданий Киева знаменитой памятником является построены Ярославом Мудрым Золотые ворота.
В Киевской Руси сформировалась собственная культура строительства, отличавшаяся от иностранных местной технологий. В архитектуре стали использовать глубокие (на 2 - 4 и метра) широкие фундаменты, преподаваемых из грубого камня, залитого цементом (так называемая Рустика. Стены мурувалися из тонких полос кирпича. Для улучшения акустики сооружения внутри в стенах оставались пустоты, образованные заложенными в их толщу глиняными кувшинами.
Внешне церковь почти не украшались. Главным структурным элементом храма был его центральный купол. Изнутри рисовался образ Христа. Окон в стенах древнерусских храмов было немного. Помещение освещалось лучами из-под центрального купола и свечами. Внутри церковные стены покрывали росписи или мозаика. Отделка чаще всего имело характер сюжетных рисунков и портретов святых. Храмовый пространство делился на три части. По вертикали верхняя часть принадлежала Богу, средняя - ангелам, ниже - числа святителям из людей. Посредником между мирами виделась Божья что Матерь, заступалась за грешное человечество перед своим Сыном. Этот образ приобрел большую популярность в древнерусских росписях. Типичное изображение Богоматери - с поднятыми на уровень головы руками - каноническая вне Оранты, украшали стены многих храмов Киевской Руси. Жемчужиной древнерусской архитектуры стала церковь Святой Софии, строительство которой было начато и 1037 продолжалось 5-7 лет подряд. Она также сводилась византийскими мастерами, хотя до строительства и привлекались местные силы. По задумке, Святая София имела Дом, символизирующий Премудрости Божией, Небесной Софии, которую олицетворяла христианская церковь.
С конца XI в. в архитектуре наступает новый этап, который характеризуется отказом от грандиозных форм. Храмы становятся меньше по размерам. Распространенным становится кубический однокупольный храм.

Развитие живописи в Киевской Руси вполне связан с распространением христианства. Отделка церквей осуществлялось сначала греческими и малоазийскими мастерами. Из Византии сначала завозились и иконы Так, известную теперь под названием Владимирской Божьей Матери икону, написанную якобы еще евангелистом Лукой, была подарена из Византии молодому тогда Великому князю киевскому Владимиру Мономаху в начале XII в. Потом этот (1155 г.) шедевр византийской иконописи были вывезены из Вышгорода до Владимира князем Андреем Боголюбским. Но уже со второй половины XI в. при древнерусских монастырях начинают плодотворно собственные работать и иконописные мастерские. И хотя в те времена живописцы не подписывали своих работ, а оставляли только знаки принадлежности иконы той или иной мастерской, до нас дошли имена русских иконописцев Григория и Алипия, живших на рубеже XI - XII вв.

Искусство масштабных мозаичных композиций, как и само слово "мозаика" также пришли из Византии. Но поскольку мозаики были очень дорогими в исполнении, большинство изображений в храмах и в княжеских палатах выполнялись в виде росписей краской - Мастера фресок.фрескових росписей работали не только над религиозными сюжетами. Светским по характеру были фрески, украшавшие стены княжеских палат, а в церквях появились росписи, бытовые по тематике, например, сцены охоты и княжеского жизни в галереях Киевской Софии.
Среди других рисунков здесь можно было встретить и изображения выступления скоморохов, и это неудивительно. Храм в то время был не только местом молитвы, сюда приходили как в клуб, проводить часы досуга.

Археологические раскопки показывают, что на Украине  развивалась своя самобытная культура. Особенно поражают ювелирные изделия древних мастеров. Они свидетельствуют о высоком уровне техники обработки металлов, резьба по камню и дереву. Мастерство ювелиров росла от тяжелых, массивных браслетов из меди к тонким ажурных украшений из золота, драгоценных камней. С "является традиция украшать сложными рисунками оружие, кованые пояса, конскую сбрую.

Развивается музыкальное искусство. Все ритуалы в Киевской Руси, связанные с обрядовой и календарной поэзией, сопровождались музыкой. Играли на свирели, гуслях, Рожко. Песни, музыка, танцы сопровождали древних русичей и во время развлечений. Распространяется такое слой актеров скоморохи, которых князья держали при дворах Некоторые ученые считают, что скомороство не русская явление, а заимствованное из Византии, равно как карнавалы.

Литература и образование Киевского государства. ячейками образования, библиотеками, центрами создания художественных ценностей на Руси, как и вообще в Европе, были храмы и монастыри. Одним из самых известных центров культурной жизни был Софийский собор в Киеве - резиденция митрополита. Здесь был заключен первый древнерусский летописный свод 1037 - 1039 годах, а митрополит Иларион написал и провозгласил знаменитое "Слово о законе и благодати", которое поражает глубиной национального сознания и ораторским талантом. При Софийском соборе разработан основы первого сборника законов, который сохранился до сих пор - "Русская правда", "Изборник Святослава". Интересной памятником славянской письменности является "Влесова книга" написана алфавиту, близким к кириллице, в ней изложена история дохристианской Руси от 650 г. до н. э к временам Аскольда (конец XI века). Тексты "Влесовой книги" был скопирован с деревянных дощечек, на которых они были написаны.

Вместе круг научных знаний в Киевской Руси не было широким. Естественные науки интересовали мало и ограничивались практическими потребностями. Среди произведений, в основном переводов с греческого и болгарского языков, есть произведения, посвященные природе: "Физиолог" - сборник коротких рассказов о реальных и фантастических животных и растения; сборник "Шестоднева", посвященный отдельным явлениям природы, согласно дней создания их. Есть некоторые сборники со статьями на природные темы. Можно констатировать зародыши медицинских знаний. При дворе Владимира Мономаха работал врач - армянин, который имел большую практику. Первым врачом - украинские считается монах Киево-Печерского монастыря Агапит, лечивший "зельем" и умел делать хирургические операции.

Из достопримечательностей светской литературы сосредотачиваем внимание на "Наставлении" Владимира Мономаха.

Замечательной памятником рыцарской поэзии XII века, известной еще со школьной скамьи, является знаменитое "Слово о полку Игореве" Эта поэма является едва ли не самой культурной и литературной ценностью Украины - Руси.

Насущная необходимость в книгах способствовала созданию на Руси специальной отрасли ремесла, в которую были вовлечены многие. Кроме книгописцев, переплетчиков над ее созданием работали переводчики, художники, мастера пергамента, ювелиры. Книга на Руси, как и во всей средневековой Европе, стоила дорого. По свидетельству византийских хроник, за одну книгу можно было купить в те времена большой дом или 12 га земли.

В Украине - Руси понимали значение истории для потомков, поэтому создавали условия для развития летописания. Которое, по образцу популярных византийских хроник, болгарских летописей начало возникать в Киеве и других городах Руси. Наиболее известными летописями времен Украины - Руси является "Летопись Аскольда", следы которого сохранились в Никоновской летописном своде XVI века; Киевский свод - летописный свод 1039 написан при Софийском соборе, "Повесть временных лет", которую создал в начале XII в. в Киево - Печерском монастыре летописец нестрого.

Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение 9 - 12 ст. Выстроила самобытную и высокую культуру, а именно: создала свою письменность на основе фольклорной традиции развивается оригинальная литература и устное народное творчество, сформировалась собственная культура строительства и монументальной живописи , высокого развития достигло декоративно - прикладное, прикладное и ювелирное искусство.
Категория: Искусство | Добавил: Administrator (13/03/2011)
Просмотров: 10583 | Рейтинг: 4.5/15
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Разрешить ли гостям сайта просматривать все его страницы ?
Всего ответов: 29
Мини-чат
200
Друзья сайта
Администрация
skype: vladislav44488 ICQ :621847188 WMU: U556608850442 ЯндексДеньги :410011025367143
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Проголосуй за наш сайт